Гемблинг — безмерная увлеченность играми (Алексей Гадаев 2)

Гемблинг — безмерная увлеченность играми

В истории человечества азартные игры переплетаются с магией, культовым поведением и это безмерно привлекает людей — особенно детей и подростков.
В России, как и во многих других странах мира, все более увеличивается количество детей и подростков с безмерной увлеченностью к компьютерным играм. Следует отметить негативные последствия этого процесса – его влияние на здоровье детей и подростков. Одним из таких тревожных и очень опасных последствий является формирование игровой компьютерной зависимости. Термин «компьютерная игровая зависимость» появился в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Значительную группу среди людей, которые могут характеризоваться той или иной степенью зависимости от компьютерных и других электронных игр составляют школьники. По наблюдениям педагогов и родителей это вызывает значительные проблемы, связанные с успешной социализацией детей, их физическим и психическим здоровьем.

Компьютерная зависимость (как и любая другая зависимость) – это форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми — и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире ребенку, подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь — идеальный выход.

Зависимость от компьютерных игр осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости. Компьютерные игры открывают перед ребенком новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который "отключает" его от реального мира, "переключая" на себя. Психологическая невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией, и есть игровая компьютерная зависимость.

Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной игровой зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.

Ребенка привлекает в игре:

· Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

· Кажущаяся реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

· Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

· Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.
В чём же вред игровой компьютерной зависимости?
Игровая компьютерная зависимость (гемблинг) — это качественные нарушения мотивационного компонента волевого акта в стремлении к непредсказуемому успеху. Эти нарушения могут проявляться в безмерной увлеченностью азартными играми.
П.И. Сидоров, А.В. Парняков в книге "Клиническая психология" пишут, что гемблинг, как качественные нарушения мотивационного компонента волевого акта проявляется в трех основных формах:
1) Навязчивых влечений — побуждения появляются помимо воли человека, не отражают его интересы и ситуацию, сопровождаются борьбой мотивов, сохранностью критики к ним. Волевой контроль относительно реализации навязчивых влечений сохранен, поэтому обычно они не реализуются в конкретных действиях и поступках. Человек воспринимает их как чуждые, нелепые и не нужные. Наблюдаются при невротических и сихопатических состояниях.
2) Комульсивных влечений — побуждения возникают подобно жизненно необходимым (витальным) влечениям, как при голоде, жажде и половом влечении. Эти влечения связаны с изначальным возникновением психофизического дискомфорта, который быстро приобретает характер соответствующего ему доминирующего мотива деятельности. Все поступки человека направлены на его реализацию, после которой дискомфорт исчезает. Критическое отношение к влечению также имеется, но оно уже сочетается с практической возможностью торможения и борьбы с ним.
3)Импульсивных влечений — побуждения возникают остро. Стремление к реализации влечений неотступное, а на высоте состояния возникает даже своеобразное сужение сознания с последующей фрагментарностью воспоминаний о совершенном. После реализации влечения обычно наступает состояние психического истощения, расслабление и успокоение с удовлетворением [c.267-268].
Единственный на настоящий момент, проверенный способ не дать ребенку оказаться в зависимости от компьютера и электронных игр — вовлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпрепровождения, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы рационально организовать досуг ребенка, по возможности оградив его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера, и включив в него разнообразные, привлекательные для современных детей формы досуговых занятий.

Это вовсе не означает, что нужно совсем отказаться от компьютера, но использовать его нужно рационально, по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо обязательно сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

После изложения содержания информационной части предложить родителям следующий тест.

Данный тест предназначен для самостоятельного использования родителями. Рекомендуется предложить родителям заполнить его прямо на собрании и сразу же самим оценить полученные результаты, сделав соответствующие выводы. Собирать заполненные анкеты необязательно, но в то же время результаты тестирования важны для контроля поведения ребенка в школе.

Тест на выявление игровой зависимости у ребенка (для родителей)

В данной таблице перечислены признаки компьютерной или другой игровой зависимости. Прочтите каждую фразу и напротив нее напишите «да», если вы отвечаете утвердительно. Каждый ваш ответ «да» оценивается в один балл. Сосчитайте общее количество баллов.

Ваш ребенок каждый день, без пропусков, играет на компьютерные или другие электронные игры.

После начала игры теряет чувство времени.

Не хочет оставлять игру незавершенной.

Ест без отрыва от монитора.

Не признает, что слишком много времени проводит за игрой на компьютере или в электронные игры

Вы упрекаете ребенка за то, что он тратит много времени на компьютер или электронные игры

Не прекращает игру, если достигнет какого-то уровня сложности, идет дальше.

Сравнивает свои новые результаты со старыми и гордится этим, сообщает об этом всем, кому только можно.

Играет вместо выполнения домашних заданий.

Как только взрослые направляются из дома, бросается к компьютеру и с чувством облегчения начинает играть.

Оцените, в какой «зоне» находится ваш ребенок по степени риска зависимости от компьютера — зеленой (нет риска), желтой (есть риск формирования зависимости) или красной (ваш ребенок уже попал в зависимость от компьютерных игр).

Зеленая зона – положительных ответов нет, желтая – общая сумма баллов менее 5, красная – 5 и более баллов.

Если вы положительно ответили на 5 и более вопросов, то можете быть уверены — есть проблема, ваш ребенок может попасть в игровую зависимость. Он нуждается в консультации и помощи психолога, а в тяжелых случаях – и в помощи психотерапевта.

1. Баль Л.В. Выступление на семинаре "Реализация здоровьесберегающих проектов в условиях школы полного дня" ГОУ СОШ № 462. 29.11.2011.

2. Сидоров П.И. Парняков А.В. Клиническая психология.М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002.

© Copyright: Алексей Гадаев 2. 2011
Свидетельство о публикации №211120300410

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией .

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2017 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *