Зависимость от азартных игр
Автор: М.С. Мальшакова, врач психиатр-нарколог (опубликовано в сборнике «Новости медицинской профилактики». 2007. №25, Ярославль)
Любая зависимость – способ бегства от внутреннего неблагополучия, внутренней бедности к внешней иллюзии красоты, счастья и праздника.
Зависимость развивается у людей с определёнными качествами личности, особым устройством внутренней реальности и своим способом взаимодействия с окружающим.
К социально важным зависимостям, кроме наркомании и алкоголизма, относятся зависимость от азартных игр (гемблинг, лудомания, игромания), культизм (сектантство), кибераддикция (зависимость от Интернета, компьютерных игр), синдром профессионального сгорания (трудоголизм), деструктивное поведение (терроризм). Прочие виды зависимости имеют меньшее социальное значение.
Зависимость от азартного поведения – одна из самых серьёзных и разрушительных аддикций. Она проявляется неконтролируемым влечением к состоянию, которое возникает во время азартной игры. Сам термин «гемблинг» образован от английского слова gamble и переводится как «рискованное предприятие, азартная игра». Иначе эта зависимость называется лудоманией (от латинского ludo – «играю») или игроманией.
Гемблинг занимает особое место среди зависимостей именно из-за своих последствий. От него страдают преимущественно молодые, чаще успешные и нередко талантливые люди, которые быстро утрачивают свои способности, цели, наносят ущерб себе и своим семьям, часто совершают преступления на почве зависимости.
Считается, что аддикцию от азартных игр имеют примерно от 0,5% до 1,5% населения развитых стран с современным типом жизни, но в действительности эти цифры больше, т.к. в них включены только игроки казино и прочих подобных заведений. Но удовольствие от рискованного, азартного поведения получают и те, кто участвует в политике, предпринимательстве, финансовой деятельности, те, кто играет на бирже, в лотереи, в «пирамидах» типа МММ. Количество людей, признающих свою зависимость от азартных игр, во много раз меньше, чем реально зависимых.
Предпосылки формирования ЗАИ (Зависимость от Азартных Игр):
- во-первых, в обществе создаются благоприятные условия. Разнообразная и изощрённая индустрия АИ постоянно предлагает «быстро и легко получить квартиру, машину, кругосветное путешествие», ничего для этого не делая. Азартом «кормятся» множество популярных телешоу (от «Угадай мелодию» до «Слабого звена»). «Сто к одному», лотерея «Русское лото», «Золотой ключ», «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером?», «Игры разума», «Большая стирка», «Алло, гараж!», «Вы-играй!», «Умницы и умники», — вот неполный список из программы телепередач на субботу и воскресенье. Плюс лотереи на улицах, тотализаторы в спортивных и околоспортивных клубах, «Спортлото» и «мгновенная» лотерея на рынках, остановках и даже в сбербанках.
- Во-вторых, реклама взывает не к лучшим качествам личности, делается ставка на самолюбие, честолюбие, на чудо, которое кажется таким близким и доступным каждому. Все участники таких отношений подаются как «самые умные, везучие, упорные, расчётливые, проницательные». Кому не хочется быть именно таким? Азарт, риск становятся не просто дозволительным, но поощряемым качеством, спутником успеха. Популярные герои современных книг и фильмов добиваются успеха, только проходя через рискованные ситуации. Без риска уже и шампанского не выпить!
- В-третьих, современная жизнь навязывает культ силы, власти и денег при абсолютном разделении жизни богатых и бедных, сильных и слабых. Богатство приобретается и теряется слишком быстро, при этом нередко кажется, что нужно рискнуть, «и всё у тебя будет».
В данной ситуации именно азартные игры позволяют создать иллюзию, которая наиболее точно имитирует процессы получения большого денежного состояния, минуя все промежуточные этапы. По сути, азартные игры – имитация занятия бизнесом.
И, наконец, внутренние предпосылки. ведущие к гемблингу, это – разочарование в жизненных повседневных ценностях; пренебрежение, негативное отношение к реальным целям как таковым. Далеко не каждый человек склонен к азартному поведению. Для того, чтобы выбрать такую форму зависимости, будущий игрок должен обладать особым восприятием реальности и особыми взаимоотношениями с ней:
- Тотальная неудовлетворённость своей жизнью, работой, семьёй.
- Восприятие собственных способностей (особенно интеллектуальных), как более высоких, чем у большинства из окружения (не всегда, но часто).
- Сложность приспособления к реальности из-за особенностей воспитания (холодность или повышенная опека со стороны родителей).
- Восприятие любой проблемы как угрозы существованию,
- Особые взаимоотношения с реальностью:
- Игнорирование действительности, тенденция к построению защитных иллюзий при возникающих неудачах, проблемах, неспособность переносить стрессы, «держать удар».
- Повешенные требования к реальности и пониженные – к себе. Стремление брать, не отдавая, жизнь «на даровщину», «на халяву».
- Стремление получить признание, лидерство; склонность к агрессии.
- Склонность к риску.
- Стремление к презрению к деньгам и материальным благам либо сотворение из них «кумира».
- Трудности в прогнозировании жизненных ситуаций.
- Стремление ускорять принятие решения, нетерпеливость.
Удача – главное отличие азартных игр и обычных. Элемент случайности присутствует и в спорте, но спортсмен нацелен на выигрыш, и эта цель достижима, если он реально быстрее, выше, сильнее своих соперников – таких же людей, как и он сам. Победа над соперником достаточно предсказуема.
Игровой автомат и рулетка в казино «играют» за владельца игрового бизнеса, а игрок ищет счастливый случай вместо поисков своего предназначения и не зарабатывает при этом ни голов, ни очков, ни секунд. Выигрыш воспринимается не как закономерный итог долгих и упорных тренировок за шахматной доской или на футбольном поле, а как награда, подтверждающая правильность пути. Близость выигрыша заменяет цель.
Цель — ставка на деньги, то есть, на то, что так высоко ценится в обществе. Но деньги здесь приобретают особый смысл, они зарабатываются не обычным способом (а часто это и не деньги вовсе, а фишки, жетоны). Размер ставки определяет статус игрока, а также уровень эмоций. В любом случае, человек вкладывает деньги в чужую цель, и чем больше – тем дальше он уходит от своей реальности в реальность игры. Игра «затягивает» в свой иллюзорный мир.
Азартное поведение имитирует процесс самовыражения, творчества. Азарт помещает человека в состояние неопределённости, «выбрасывает» из скучной обыденности, оставляя один на один с Фортуной – богиней удачи. Азарт позволяет испытывать сильные чувства, создаёт иллюзию приближения к чему-то «настоящему», имитирует процесс достижения цели, где чётко определены роли победителя и побеждённого.
Зависимый выбор обыденной жизни меняется на непредсказуемый выбор игры и человек испытывает иллюзию освобождения от ежедневной рутины. Выбор превращается в дуэль с Судьбой, а влияние на выбор – в систему ритуалов и уловок.
Помимо того, что азарт имитирует творчество, он делает бессмысленным его проявления, а значит – не способствует развитию способностей.
Им нет места в игре, всё пространство требуется лишь для удачи. Но человек чувствует себя могущественным, ибо от цели его отделяет только удача. Не нужно упорно трудиться и совершенствоваться, преодолевать препятствия, нужна лишь удача.
Азартная игра даёт возможность выйти из реальности, и человеку начинает нравиться такая иллюзия. Он начинает раз за разом пользоваться такой «услугой» игры. С каждым случаем азартных игр человек совершенствует механизм получения желаемого, составляет схемы, комбинации, включает ритуалы «на удачу» и возникает новая цель – формируется зависимость. Для того, чтобы человек мог войти в состояние азарта, ему предлагается специально созданное действие – игра на деньги.
У каждого игрока игры свои. Как только закончен выбор, накапливается опыт игрового поведения, и случаи игры лавинообразно нарастают. Гемблер испытывает эмоции, «чувствует себя живым» только тогда, когда он играет. Постепенно он увеличивает время, проводимое в игре.
Вовлечённость повышается во время стресса, а стрессы у игрока следуют один за другим. Изменяется круг интересов, прежние интересы вытесняются постоянными мыслями об игре, в воображении преобладают ситуации, связанные с игровыми комбинациями. Всё труднее становится переключение на другие мысли и потребности.
Комфорт достигается только в ситуации игры. Прекращение игры вызывает состояние психического дискомфорта, раздражительность, беспокойство. Стремление играть становится непреодолимым, превосходящим по силе голод, жажду, сексуальное влечение.
Человек оказывается неспособным сопротивляться соблазну игры. Он утрачивает контроль над игрой, возрастает его неспособность прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей. Он некритически воспринимает результаты игры, неадекватно оценивает затраты на игру, считает их оправданными или необходимыми для «возмездия», «отыгрыша».
Всё чаще игрок вынужден лгать, скрывать случаи игры, утаивать затраты на неё, он начинает неверно оценивать время, проведённое за игрой вплоть до случаев дезориентации в реальном времени, своеобразной амнезии. Типичны нарастающие долги и следующее за этим невыполнение обязательств по их уплате, разрыв семейных отношений, мошенничество и криминальная финансовая деятельность.
Лечение игровой зависимости
В настоящее время лечение патологического влечения к азартным играм во многом аналогично лечению больных с зависимостью от психоактивных веществ. Лечение проходит как в амбулаторных условиях, так и в стационаре (для больных в кризисном состоянии либо для больных с сопутствующей психической патологией или другими видами зависимостей).
Применяемые в ЯОКНБ методики включают совместную работу врача психиатра-нарколога, психолога, психотерапевта. После необходимых обследований назначается медикаментозное лечение (седативные средства, антидепрессанты, средства, подавляющие патологическое влечение).
Используется индивидуальная и групповая психотерапия, приветствуется участие семьи в форме как совместных с семьей сеансов, так и отдельных индивидуальных или групповых сеансов терапии для других значимых лиц.
Воздержание от игры является наивысшей целью лечебных программ. Патологическое влечение к игре является пожизненным расстройством. Поэтому реабилитационная программа предусматривает длительную работу (до 24 месяцев) как с пациентом, так и с членами его семьи.