РЕКЛАМА В АРТЕМЕ
Игромания, игровая зависимость, гемблинг или лудомания (от латинского ludo – играю) – болезненное состояние, характеризующееся неконтролируемой психологической зависимостью от игры. Этот недуг – отнюдь не примета нашего века. Вспомним Ф. М. Достоевского, блистательно описавшего эту болезнь, увы, слишком хорошо известную ему самому. Правда, рулетке и «однорукому бандиту» многие люди сегодня предпочитают компьютерные забавы.
Считается, что такая зависимость безобидна. Ведь такие игроки не проигрывают кучу денег, не залезают в долги, не приводят свою семью к обнищанию. Однако страсть к «стрелялкам» и «бродилкам» – тоже проблема, и немалая.
Механизм появления болезни, формы ее развития и клинические стадии во многом идентичны тем, что наблюдаются у людей, употребляющих кокаин. Во время напряженной игры у человека в большом количестве выделяются гормоны удовольствия – эндорфины. Но при этом организм испытывает сильный стресс и нервное перенапряжение, поэтому быстро истощается. Из-за этого по окончании игры геймеров нередко начинают мучить кошмары, бессонница, гипертония, у них нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, возникает склонность к депрессиям, психозам.
Патологическим пристрастием к этому времяпровождению одержимы, как правило, люди, имеющие сходные психологические проблемы, среди которых азарт находится вовсе не на первом месте. Общим для большинства маниакальных геймеров являются одиночество и чувство неудовлетворенности своей жизнью. Такие люди играют не ради выигрыша, а для того, чтобы получать кайф, которого не доставляет им их обычная серая жизнь. Эмоции, переживаемые за компьютером, гораздо сильнее и ярче, чем все, что может дать действительность. Сидя за компьютером, игроки впадают в игровой транс – состояние, сопоставимое с фармакологическим эффектом от сильнодействующих наркотиков. Тяга к искусственной реальности настолько сильна, что человек постепенно теряет интерес к реальной жизни.
Но главная причина ухода в игру – это возможность спрятаться от реального мира, жить в котором большинству геймеров страшно и неуютно, а может, попросту неинтересно. Проблемы в семье или в личной жизни, постылая работа, невозможность делать то, что хочется, – одна из этих причин, а иногда и все они вместе подталкивают человека к тому, чтобы смоделировать суррогатную действительность, в которой не существует таких проблем.
К тому же в компьютерных играх многих людей привлекает возможность почувствовать себя не такими, какими они являются на самом деле – слабыми, зависимыми, недооцененными и зачастую униженными, а совсем другими: сильными, уверенными, всемогущими.
Убежденными геймерами чаще всего становятся представители сильного пола. И не только потому, что им, как правило, меньше, чем женщинам, свойственно чувство ответственности за семью. Есть и другие, более важные причины. В обществе к мужчинам предъявляются более строгие требования: и если те не дотягиваются до установленной планки, то их объявляют неудачниками. А в игре можно взять реванш за все жизненные неудачи. Кроме того, игры предоставляют мужчинам возможность реализовать свою агрессию, что в реальности осуществить довольно проблематично.
Основные критерии зависимости хорошо известны. Первый – это непреодолимое влечение к игре: желание играть постоянно, целый день и даже ночь подряд. Второй – потеря контроля над временем: человек уже не понимает, сколько часов он проводит за компьютером, забывает, когда последний раз ел или спал, не говоря уже о том, выполнил ли он работу или нет. Игра заканчивается только тогда, когда жать на кнопки или управлять компьютерной мышкой больше нет сил.
Последний, третий симптом – формирование синдрома отмены (подобно абстинентному синдрому у алкоголика или наркомана). Прервав игру, зависимый человек испытывает острую депрессию. Единственное желание, которое владеет им, поскорее покончить со всеми другими обязанностями и поскорее вернуться к компьютеру, где снова можно будет окунуться в игру и почувствовать себя спокойным, счастливым и на своем месте. Постепенно у геймера нивелируются все посторонние интересы и любые нравственные ценности. Единственным смыслом существования становится игра.
По данным Национального научного центра наркологии Министерства здравоохранения России, игромания лечится труднее, чем алкоголизм и наркомания, а социальные последствия этого заболевания не менее губительны. Стандартное лечение (психотерапевтическое и медикаментозное) этого недуга пока не разработано, но, поскольку зависимость от игры во многом похожа на зависимость от иглы, похожи и методы лечения – это изоляция от компьютера, психотерапия, гипноз, нейролептики, в крайнем случае – госпитализация и т. д.
Но все же только врачебными усилиями проблему не решить. Многое зависит от любви и внимания близких. Также очень важно, чтобы человек, одержимый виртуальной реальностью, нашел себе друзей и дело по душе и в реальном мире. Спорт, творчество, волонтерство, любая общественная деятельность – что угодно, лишь бы не сидел перед монитором. Например, доктор из Амстердама Кит Баккер, создавший единственную в Европе клинику по освобождению от игровой зависимости, считает, что 90% его пациентов нуждаются не в лечении, а в социальной адаптации. По словам доктора Баккера, традиционное психотерапевтическое лечение таких пациентов не слишком эффективно. Он считает, что игровая зависимость – по большей части социальная проблема. Доктор уверен, что лучше всего им поможет нормальное человеческое общение.